Методика проведения теоретического экзамена
Содержание экзамена
- Экзамен проводится с целью проверки теоретических знаний и определения возможности допуска кандидатов в водители к практическому экзамену либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
При проведении теоретического экзамена проверяется знание кандидатом в водители:
- Основы законодательства в сфере дорожного движения;
- Основы безопасного управления транспортным средством (далее - ТС);
- Первая помощь (для категории «А» «В»), оказание медицинской помощи ( при переподготовка с категории «С» на «В»).
- Экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные билеты (далее - билеты), утвержденные Главным управлением ГИБДД МВД России. Билеты сгруппированы в комплекты для соответствующих категорий ТС.
- Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный.
- Форма проведения экзамена - индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.
- Теоретический экзамен проводится одним из методов:
методом решение билетов на компьтери
- Для ответа на билет кандидату в водители предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.
- Хронометраж времени ведется сначала начала экзамена курсанта. Последовательность ответов на вопросы билета выбирается кандидатом в водители самостоятельно.
- Экзамен проводится в помещении, оборудованном рабочими местами для кандидатов в водители и экзаменатора. Планировка и оборудование экзаменационного класса должны позволять экзаменатору осуществлять визуальный контроль за действиями кандидатов в водители.
- Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методами и порядком проведения экзамена, порядком работы с билетом в зависимости от метода приема экзамена, разъясняет систему оценки.
- Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором.
- Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители в отведенное время ответил правильно не менее чем на 18 вопросов. В противном случае кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».
- Если при ответе на вопросы билета кандидат в водители пользовался какой-либо литературой или переговаривался с другими лицами, экзамен прекращается и кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».
- Кандидат в водители не сдавший теоретический экзамен продолжает обучение самостоятельно и допускается к повторным экзаменам не раннее чем семь дней со дня проведения предыдущего.
Методика проведения практического экзамена на автодроме
- Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС конкретной категории и определения возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
- При проведении первого этапа практического экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие действия, умение и навыки:
пользования органами управления ТС;
зеркалами заднего вида;
трогания с места;
маневрирования в ограниченном пространстве передним и задним ходом;
построения оптимальной траектории маневра;
оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;
переключения передач;
остановки в обозначенном месте;
постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;
въезда в бокс задним ходом;
разворота на 180° передним и задним ходом в ограниченном пространстве;
Комплексы испытательных упражнений содержат:
Для кандидатов в водители ТС категории «В», 3 упражнения:
упражнение № 1 - «остановка и трогание на подъеме»;
упражнение № 2 - «параллельная парковка задним ходом»;
упражнение № 3 - «разворот».
упражнение № 4 - «разворот в ограниченном пространстве»;
упражнение № 5 - «въезд в бокс».
- Организация проведения экзамена.
Первый этап практического экзамена проводится одним из двух методов:
один кандидат в водители выполняет в определенной последовательности все упражнения, предусмотренные комплексом. В этом случае кандидат в водители, не останавливая двигатель и не покидая ТС, информирует экзаменатора об окончании выполнения одного упражнения и о готовности к выполнению следующего;
Последовательность выполнения упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС, определяется экзаменатором.
ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.
Перед началом выполнения упражнения ТС должно быть установлено в предстартовой зоне, двигатель - прогрет и остановлен, рычаг коробки переключения передач - в нейтральном положении, стояночный тормоз — включен.
Экзамен проводится на площадке, удовлетворяющей следующим требованиям:
площадка должна быть обустроена в соответствии со схемами упражнений;
для упражнения № 4 «Остановка и трогание на подъеме» использование колейной эстакады не допускается; наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8-16 % включительно;
покрытие площадки должно быть ровным и однородным;
коэффициент сцепления колес с покрытием площадки (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4;
в случае проведения экзамена в темное время суток освещенность площадки должна быть не менее 10 лк *.
Не допускается проведение экзамена:
в случае, если ТС не отвечает требованиям, изложенным в настоящей Методики;
в случае, если площадка не отвечает требованиям, изложенным в настоящей Методики.
Контроль при выполнении упражнении осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств.
Порядок проведения экзамена
Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методом, порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает выполнить в определенной последовательности упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
По командам экзаменатора кандидат в водители занимает место в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнение.
При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих требований безопасности на площадке при проведении экзамена.
Команды кандидату в водители должны подаваться четко и своевременно. При отсутствии возможности подачи команд голосом (нахождения экзаменатора вне зоны старта) экзаменатор может использовать систему условных жестов, значения которых предварительно доводятся до сведения кандидата в водители.
Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором, а затем - кандидатом в водители.
Система оценки
Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС.
Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе: положительная оценка «ВЫПОЛНИЛ», отрицательная - «НЕ ВЫПОЛНИЛ».
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1.
Контрольные таблицы, включающие перечни типичных ошибок и шкалы штрафных баллов за допущенные ошибки, приведены в бланке проведения первого этапа практического экзамена.
Оценка «ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда кандидат в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.
Оценка «НЕ ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.
При положительном результате водители выставляется итоговая оценка «СДАЛ», при отрицательном - «НЕ СДАЛ».
общие обязанности водителей;
применение специальных сигналов;
сигналы светофора и регулировщика;
применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;
начало движения, маневрирование;
расположение транспортных средств на проезжей части;
скорость движения;
обгон, встречный разъезд;
остановка и стоянка;
проезд перекрестков;
пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств;
движение через железнодорожные пути;
приоритет маршрутных транспортных средств;
пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Организация проведения экзамена
- Экзамен проводится одним из двух методов:
Несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездки по испытательному маршруту;
Несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездки по различным испытательным маршрутам одновременно.
- При проведении экзамена в ТС должны находится кандидат в водители, экзаменатор, а также инструктор по вождению.
- Испытательный маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по нему определяется экзаменатором, а контроль заданий осуществляется экзаменатором визуально.
- Продолжительность экзамена на испытательном маршруте – не менее 20 минут. Экзамен может быть прекращен досрочно при получен кандидатом в водители оценки «НЕ СДАЛ»
Порядок проведения экзамена
- Перед началом экзамена ТС должно быть установлено в начале маршрута, двигатель прогрет и выключен, стояночный тормоз включен, рычаг механической коробки переключения передач в нейтральном положении (для автоматической трансмиссии орган управления режимами трансмиссии должен находиться в положении «Р») Команды кандидату в водители должны подаваться экзаменатором четко и своевременно. Необходимо предлагать кандидату в водители самому определить оптимальное место для выполнения маневра по заданию экзаменатора
Система оценки
- Оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в ходе экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составили 5 и менее баллов
- Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила более 5 баллов, при этом экзамен прекращается, о чём информируется кандидат в водители.
- Кандидат в водители не сдавший второй этап практического экзамена по вождению, проходит дальнейшее обучение практического вождения на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения в объеме не менее 3 (часов) часов.
- Результаты экзаменов оформляются протоколом в четырёх экземплярах, который подписывается председателем, членами комиссии, руководителем образовательного учреждения, скрепляется печатью и подлежит хранению в образовательном учреждении в течение 5 лет, с последующей передачей в региональное отделение ДОСААФ России, где хранится в течение 25 лет.
- Свидетельство, выдаваемое обучаемым, прошедшим подготовку по специальностям, связанным с управлением транспортных средств, является основанием для сдачи квалификационных экзаменов комиссиям Госавтоинспекции на присвоение квалификации водителей транспортных средств и получение соответствующих водительских удостоверений.
- Порядок сдачи квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений определяется руководящими документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.